Тимашёва Наталья Николаевна
учитель информатики
МОУ Алтайской СОШ №2
Алтайского района, Алтайского края
Доброе время суток дорогие читатели! Хочу поделиться с вами внедрением СПО в обычной сельской школе. Речь пойдет о МОУ Алтайской СОШ №2 Алтайского района Алтайского края. Сегодня, как и пять лет назад невозможно представить образовательное учреждение, не внедряюще ИКТ в образовательный процесс, но применение ИКТ невозможно без использования программного обеспечения. И тут встречается целый ряд проблем. Одна из которых — это лицензионная чистота программного продукта.
Вспомним 2006-2007 годы, внимание государства пристально обращено на образование. В школы стала поступать вычислительная техника достаточно широким потоком, вступает в силу ПНП «Образование». При таком внимании проблемы школы с законом, связанные с использованием пиратского программного обеспечения, легко прогнозируемы. И, как следствие, — «дело Поносова».
Этот судебный процесс заставил многих директоров задуматься над лицензионной чистотой программного обеспечения, используемого в подконтрольных им образовательных учреждениях. Не стала исключением и МОУ Алтайская СОШ №2. Предвидя закономерное развитие событий, учителя информатики совместно с администрацией школы в 2006 году направили свои действия на решение данной задачи. А именно: соблюдение лицензионной чистоты программного обеспечения, используемого в школе. К тому времени компьютерный парк составлял около 25 машин, различной модификации и мощности — начиная от Celeron 500МГц, 128 Мб оперативной памяти, 10 ГБ дискового пространства и заканчивая более мощными машинами Pentium 3 ГГц, 1ГБ оперативной памяти, 80ГБ дискового пространства.
2 пути обеспечения лицензионной чистоты
Исходя из финансового положения школы, намечалось два пути решения основной задачи:
1.Закупка лицензионного программного обеспечения от компании Microsoft.
2.Использование свободно распространяемого программного обеспечения в образовательном процессе.
Первое решение предполагало непосильные для школы финансовые затраты. Даже стоимость ежегодных платежей по подписке оказалась непомерно высока. Также использование операционной системы Windows зачастую предполагает использование коммерческого программного обеспечения других фирм производителей. В частности, одной из проблем использования продукции компании Microsoft является её уязвимость для компьютерных вирусов. Антивирусное же программное обеспечение для операционной системы Windows, практически во всех случаях, является коммерческим. Что также вело к определённым финансовым затратам. Поэтому перевод всего компьютерного парка на операционную систему Windows был невозможен.
Второе решение — использование операционной системы linux. Работа в этом направлении предполагала решение целого ряда проблем, в том числе и финансовых, но также вызывала некоторые трудности:
- Некоторое периферийное оборудование не предназначено для работы под управлением операционной системы linux.
- Ранее поступившие дисковые накопители с образовательными программами и интерактивными курсами были разработаны для операционной системы Windows.
- Практически все образовательные программы и учебники ориентированы на получение образования с использованием операционной системы Windows.
Найденный компромисс
В результате анализа сложившейся ситуации был найден закономерный компромисс — использовать в минимальных объёмах продукцию компании Microsoft, т.е. там, где решения свободно распространяемое программное обеспечение пока не предлагало, либо эти решения есть, но пока они очень сложны в реализации для простых учителей информатики, либо решения требуют больших временных затрат.
Школьный стандарт ПО
Для того чтобы каждый пользователь чувствовал себя комфортно за любым компьютером, независимо от того, какая операционная система установлена, был определён единый школьный стандарт программного обеспечения:
- офисный пакет: OpenOffice.org 2.0 или новее;
- интернет-браузер: Mozilla Firefox 2.0 или новее;
- почтовый клиент: Mozilla Thunderbird 1.5 или новее;
- архиватор: 7zip;
- графические редакторы: GIMP и Inkscape.
- клиент обмена мгновенными сообщениями: Pidgin.
Выбор дистрибутива
Но перед тем как переходить на операционную систему Linux следовало определиться, какой же всё-таки дистрибутив выбрать основным, так как их в мире Linux множество. После продолжительных проб и советов с системными администраторами различных учреждений, использующих СПО в работе, мы решили остановиться на продукции компании ALT Linux. Это целая линейка дистрибутивов, предназначенных для работы на компьютерах различной конфигурации. Также большое внимание разработчиков уделено программному обеспечению, предназначенного для образования. Внедрение дистрибутивов компании ALT Linux в образовательные учреждения Российской Федерации получили государственную поддержку. Также сообществом пользователей ALT Linux наполняется различными разработками, посвящёнными образованию, ресурс «Дистанционное обучение ALT Linux». Здесь любой желающий может воспользоваться разработками уроков и другой информацией, посвящённой внедрению Linux в образовательный процесс.
Сервера
Операционная система Linux легко заменила продукцию компании Microsoft и на серверах школы, достаточно качественно поддерживая работоспособность локальной сети школы и предоставляя множество решений на базе свободно распространяемого программного обеспечения, кроме этого все маломощные компьютеры подключенные к локальной сети были переведены на сервер терминалов, входящий в комплект поставки ПСПО. Данное решение предназначено для организации работы сети бездисковых станций. Использование сервера терминалов в локальной сети школы имело ряд преимуществ.
Школьные курсы «Пользователь ПК в ОС Linux»
В сентябре 2009 года школа запустила школьный медиацентр, в котором стояло 11 компьютеров под ОС Linux, но тут мы столкнулись с проблемой когда учителя школы намного сложнее, чем ученики могли работать с этой ОС, и для них мы организовали школьные курсы «Пользователь ПК в ОС Linux». Учителя познакомились с интерфейсом ОС Linux, научились работать в OpenOffice.org Writer и OpenOffice.org Impress и других приложениях. На тот момент мы были единственной школой в районе которая внедрила СПО в образовательный процесс , и с начала 2010 года на базе школы прошли курсы «Пользователь ПК в ОС Linux» для 32 педагогов из пяти школ Алтайского района.
Использование СПО в образовательном процессе
Пройдя курсы «Пользователь ПК в ОС Linux» учителя школы начали активно внедрять СПО в образовательный процесс. Используя ОС Linux администрация школы и учителя-предметники готовили доклады, презентации размещали собственные разработки на локальном «Информационно-образовательный ресурс МОУ Алтайской СОШ №2» разработанном в среде moodle.
Обобщение опытом
Своим опытом использования операционной системы Linux учителя делятся c другими учителями школ района и края, выступая с докладами на различных семинарах, выставках, конференциях, конкурсах и, публикуя свои разработки на школьном сайте (www.asosh2.ru) и на сайте «СПО в российских школах» (freeschool.altlinux.ru)
- Зональный семинар «Особенности профильного обучения по направлению информационно-вычислительные технологии реализуемое на основе профессии «Оператор электронно-вычислительных машин»» на базе МОУ Алтайской СОШ №2 (март 2009 года). С докладами выступили:
1.зам. директора по ИКТ МОУ Алтайской СОШ №2 Коновалов Д.В., который представил участникам семинара пакет СПО и основной перечень свободно-распространяемого программного обеспечения,
2.учитель информатики Тимашёва Н.Н., поделившаяся опытом преподавательской деятельности в области работы с OpenOffice.org,
3.и системный администратор МОУ Алтайской СОШ №2 Заярный Д.Т., который показал особенности организации рабочего стола в среде KDE на основе ALT Linux Desktop 4.1.
- Семинар "Проблемы внедрения СПО в школе: вопросы и ответы» на базе МОУ Алтайской СОШ №2. В семинаре приняли участие педагоги школ алтайского района, представители комитета по образованию Алтайского района, а также гости из Советского района (декабрь 2009 года).
- VIII краевой научно-практической конференции "Российская школа и Интернет". С докладами выступили:
1.Семенова Г.Г., учитель математики «Формирование ключевых компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики с использованием moodle»;
2.Тимашёва Н.Н. «Включение образовательного округа №2 в единое информационное пространство при помощи сети Интернет и сети Интранет при использовании ОС Linux»
3.Коновалов Д. В. «Практика внедрения СПО в образовательный процесс школы»
Дистанционный конкурс «Пингвин» на лучший урок информатики и ИКТ с использованием пакета свободного программного обеспечения.
Образовательные программы
При переходе на операционную систему Linux наибольшие затруднения вызвала задача запуска различных интерактивных образовательных программ, поступивших ранее. Программа Wine некоторые диски не смогла обработать. Но обнадёживает тот факт, что разработчики этого программного обеспечения постоянно работают над совершенствованием программы. Так же летом 2011 года школа приобрела цифровые образовательных ресурсоы «Лучшие международные и Российские образовательные ресурсы и методика их использования под ОС Linux» на 60 DVD-ROM дисках, которые учителя активно применяют при преподавании различных предметов.
Итоги
К октябрю 2011 года школа насчитывает около 58 персональных компьютеров, из них 51 работают под управлением операционной системы Simpli Linux, три персональных компьютера работают через сервер терминал и на четырёх установлена ОС Windows(компьютер в классе географии, компьютер в классе химии, которые пришли по программе ПНПО «Образование», компьютер бухгалтера и секретаря). За все время внедрения ОС Linux в МОУ Алтайской СОШ №2 учителя школы дали 1579 уроков с использованием СПО. За годы апробации данная операционная система показала себя с наилучшей стороны:
- Устойчивость к вирусным атакам.
- Гибкая система настроек.
- Надёжность в работе.
- Финансовая независимость учреждения от разработчиков программного обеспечения.
И это далеко не полный перечень всех преимуществ, которые получила школа при использовании свободно распространяемого программного в образовательном процессе.
Сегодня, «оглядываясь» на пройденный путь, можно с уверенностью сказать, что школа только выиграла, принимая на «вооружение» операционную систему Linux.
- 01/11/2011 00:28 - Конкурсная работа: Как я узнала о Linux.
- 01/11/2011 00:17 - Конкурсная работа:Интересные истории о Linux
- 01/11/2011 00:04 - Конкурсная работа: Как я узнал о Linux
- 31/10/2011 23:37 - Конкурсная работа: Как я узнал о Linux
- 21/10/2011 09:37 - Конкурсная работа: Linux глазами школьника
- 14/10/2011 12:38 - Работа на конкурс: Обоснование перехода школы на ПСПО
- 10/10/2011 21:22 - Конкурсная работа: Опыт внедрения Linux в нашей школе
- 09/10/2011 15:15 - Конкурсная работа: Опыт внедрения Linux в нашей школе
- 09/10/2011 14:37 - Конкурсная работа: Опыт внедрения Linux в нашей школе
- 09/10/2011 14:13 - Конкурсная работа: Дистанционное обучение графическому редактору GIMP.